Классное руководство

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…»

А.А.Захаренко
Какой он - идеальный классный руководитель?
В идеале – это человек, нашедший возрастную группу детей, которые ему наиболее интересны. Если он хочет расти вместе с детьми, тоже замечательно, но это не всегда удается. Итак, первое – попасть в «свой» возраст.
Во-вторых, это должен быть человек с очень богатой фантазией. Мало знать методы и стандартные формы работы. Никогда нельзя повторяться. Настоящий классный руководитель должен быть способен из пустяка силой воображения создать что-то интересное для детей.
В-третьих, идеальный классный руководитель – это человек мудрый. Всегда стоял вопрос, насколько классные руководители зрелы для педагогического просвещения и для работы с родителями, ведь мудрым человек может стать и в 16, и в 20, в 30 лет, может и в 60. А может и вообще не стать.
Есть и еще одно негласное педагогическое правило. Нормальный классный руководитель никогда не делит детей на «хороших» и «плохих». Нужно попытаться найти взаимопонимание даже с самым последним хамом. Нельзя провоцировать ученика на недостойный поступок, а потом ругать. Нельзя отвечать насилием. Эти этические нормы известны были педагогам еще и 1000, и 2000 лет назад. Именно на них следует опираться.
Как стать идеальным классным?
Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть, чтобы ребята считали его лидером? Вот он вошел в класс… Делает объявление… Заполняет журнал… Проверяет дневники… Организует уборку, поход... Читает записку от родителей… Классный руководитель помогает обрести себя, наметить свой путь, выбрать увлечение, стать лучшим другом, повести за собой...
Каков же он, этот эталон?
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Мерой воспитанности классного руководителя является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству.
Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
Если воспитатель хочет, чтобы его уважали, он в первую очередь должен уважать человеческое достоинство других.
Прежде чем требовать внимания к себе, воспитатель должен проявить его к окружающим, помнить об интересах, нуждах и потребностях детей.
НУЖНО ИМЕТЬ:
Внутреннюю нравственную свободу.
Независимость мышления.
Свободу выбора образа мыслей и поведения.
Осознание своей полноты ответственности за результаты поступков.
НУЖНО УМЕТЬ:
Планировать свою профессиональную деятельность, интересную и вдохновляющую внеклассную жизнь, образ личности каждого воспитанника.
Анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности.
Оказывать помощь воспитанникам в личностном становлении каждого.
Научить воспитанников анализировать свою внеучебную деятельность.
Устанавливать социальные контакты с родителями, учителями-предметниками своего класса, общественностью.



САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ:
.. доброта (конечно, доброта без требовательности – это ловушка для педагога. Но для детей – это оказалось самое главное качество в классном руководителе. Может быть, ребята устали от постоянного контроля и претензий, и им нужны простые человеческие чувства?); внимание; забота; понимание; отзывчивость; коммуникабельность; доброжелательность; ответственность; открытость; гуманизм; искренность; чувство юмора; серьезность; сдержанность; справедливость; целеустремленность; современность.
САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ:
  • честность и справедливость;
  • терпеливость;
  • спокойствие;
  • вежливость;
  • деликатность (такт);
  • высокий уровень культуры.
БЫТЬ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ – ЗНАЧИТ:
  • взять на себя большую ответственность;
  • уметь слушать и понимать;
  • заботиться о каждом воспитаннике своего класса: о его психическом, физическом и нравственном состоянии;
  • помогать (в учении, в общении с классом и окружающим социумом, с родителями, в самоопределении и саморазвитии);
  • руководить и поддерживать дисциплину;
  • заменить маму и папу, старшую подругу или друга;
  • быть всегда на стороне справедливости.